Если Вы нашли неточность в тексте или у Вас есть информация, косающаяся данного материала, то Вы можете сообщить нам об этом, используя эту форму.

Дмитров. Борисоглебский монастырь.

Адрес: 141800, Московская область., г. Дмитров, ул. Минина, 3.

Точная дата основания Борисоглебского монастыря не известна. В Смутное время, в 1610 г., когда Дмитров был взят польско-литовскими интервентами, сгорел весь монастырский архив, поэтому об основании монастыря можно говорить только предположительно, по косвенным источникам. Первое документальное свидетельство относит его основание к XV веку. В 1841 г. под Алексиевским приделом Борисоглебского собора был обретен белокаменный крест, “поставленный на Благовещенье в 1462 г.”. Народное предание приписывает основание монастыря Юрию Долгорукому, заложившему в XII в. город Дмитров.

В 1472 г. монастырь упомянут в духовной грамоте Юрия Васильевича, удельного Дмитровского князя. Как построенный князем, монастырь с первых времен зависел от удельных князей в управлении и содержании, имел обширные вотчинные владения. С XV в. монастырь управлялся архимандритами, подчинялся в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху, а с 1652 по 1664 гг. был приписан к Новгородскому Архиерейскому дому, затем с 1682 по 1725 г. – Заиконоспасскому монастырю в Москве. В 1610 г. монастырь был разорен поляками и только к 1620 г. восстановлен.

  Во второй половине XVII в., в связи с развитием поместного землевладения, монастырь обрел новых покровителей и вкладчиков, благодаря чему велось интенсивное каменное строительство. Тогда и сложился архитектурный ансамбль монастыря, дошедший до наших дней.

В конце XIX века, благодаря меценатству Елизавете Семеновне Ляминой, вдове крупного фабриканта, в Борисоглебском монастыре были проведены реставрационные работы: реставрирован монастырский собор, которому был возвращен первоначальный облик, искаженный во время перестройки в конце XVII века.

В 1918 г. здания монастыря были переданы во временное владение Турковицкому женскому монастырю Холмской епархии. Женщины-монахини, бежавшие из зоны военных действий, были поселены в Дмитровском Борисоглебском, а братия переведена за город, в Николо-Пешношский монастырь.

С 1920 года и до своего ареста в Борисоглебской обители служил молебны Серафим Звездинский, епископ Дмитровский. В это время монастырь переживал оскудение: ни одной монахини, жили в ней одни старушки и девочки-подростки. Возглавляла монастырь игуменья Сергия. После окончания гражданской войны, отъездом на родину большей части Турковичской общины, монастырь, вероятнее всего, некоторое время стоял почти пустым.

В 1926 году Дмитровский райисполком передаёт все здания монастыря Музею Дмитровского края. Были проведены ремонтные работы, в помещениях разместилась одна из лучших экспозиций того времени. По свидетельству современников, в монастыре остались проживать монахини-старушки и бездомные девочки-послушницы. Музей не препятствовал тому, чтобы они имели на территории монастыря свой огород, занимали помещения, пригодные для жилья. В надвратной Никольской церкви велись службы.

С 1932 г. при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление “Дмитлага”. В начале 1933 г. экспонаты музея и документы исторического архива были перевезены в закрытый с ноября 1932 г. Успенский собор города, где вновь был открыт музей, но с другим составом сотрудников. В Борисоглебском монастыре до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничал “Дмитлаг”, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение 30-ти лет монастырь занимали воинские части. После в монастыре размещались различные светские учреждения и организации. Братский корпус долгое время использовался под жилье. Судьба большей части древних монастырских святынь не известна. Белокаменный крест 1462 г. находится в музее – заповеднике «Дмитровский Кремль».

В 1993 г. началось возрождение Борисоглебского мужского монастыря. Полностью восстановлен, заново расписан Борисоглебский собор, восстановлен четырехъярусный иконостас и роспись главного собора, с приделом в честь Алексия Человека Божия (1656 г.) и колокольней XVII в. (на колокольне установлены часы с боем и звонница из 8-ми колоколов от четверти до 40 пудов). Действует и надвратная Никольская церковь (1687 г.), с приделом Федоровской иконы Божьей Матери (1834 г.) трапезная, братский корпус, стены с четырьмя угловыми башнями XVII.

Композиционным и художественным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба, выстроенный в первой половине XVI в. В середине следующего, XVII столетия к нему пристроили западную паперть и трехъярусную шатровую колокольню.

В 1656 г. женой стольника А.И. Чаплина поставлен миниатюрный Алексеевский придел. В конце XVIII столетия кровля собора, верх колокольни и паперть перестраивались.

Прежний облик древней части памятника возвращен в1900-х гг., под наблюдением архитектора И.П.Машкова
Кирпичный на белокаменном подвале собор, яркий образец московской школы начала XVI века, представляет собой четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм с тремя пониженными апсидами равной высоты. Собор перекрыт Коробовыми сводами. Фасады расчленены лопатками на три неравные, обрамлённые филёнками прясла. Полукруглые закомары с тонким профилем отделены от поля стен нарядным карнизом с «городками». Эти мотивы повторяются в завершении барабана и апсид. Входы обрамляют белокаменные порталы с килевидным верхом, утолщениями – «дыньками» и капителями в виде снопиков, перевязанных жгутом.

Алексеевский придел контрастирует с основным зданием собора, как по размерам, так и по пластике архитектуры. Особенно красив его западный портал, украшенный резными кирпичными деталями.
Комплекс Святых ворот сложился в XVII - XIX вв. Двухэтажное кирпичное здание вначале совмещало функции трапезной церкви с композицией надвратных сооружений. Выстроенный в 1672 г. нижний ярус с однопролётными воротами, сводчатыми чуланами и пекарней в 1685-1687 гг. завершила небольшая одноглавая Никольская церковь. В 1834 г. к Никольской церкви был пристроен придел Федоровской иконы Божьей Матери, в 1852г. соединенный с соседними постройками арочными проходами. В 1887г. Никольская церковь увенчалась новым куполом и новым барабаном с главой. На фасадах здания сохранились наличники с венчающими их кокошниками и килевидными очельями.

Братские кельи в два этажа в основном сооружены из кирпича в последней трети XVII века. Здание изменено позднейшими ремонтами.

Духовное правление, смежное со зданием келий, самостоятельного значения в ансамбле монастыря не имеет. Небольшой двухэтажный кирпичный корпус выстроен по проекту П.А. Ушакова в 1902 г. на средства Е.С. Ляминой.
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с коридорной системой в обоих этажах и лаконичными ампирными фасадами характерен для монастырского жилья первой половины 19 века; выстроен, по-видимому, по «образцовому» проекту.

Не имевшая оборонного значения ограда высотой около 4, толщиной 0,9 м, с четырьмя круглыми башнями по углам выстроена в 1685-1689 гг., неоднократно ремонтировалась. Кроме главных Святых ворот в южном прясле имеются вторые, передние ворота, а в северном некогда находились задние ворота. В стены встроены жилой и административный корпуса Однотипные башни под стропильными шатрами разделены на два яруса, верхний из которых украшен ложными бойницами.

Подготовила Н.В.Табунова

Источники

1. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 1. –М.: Стройиздат, 1998г., -С.149-150.

2. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Историч. очерк Н. Былова. М. 1888 г.

3. Елизарова-Соловьёва Н.А. Воспоминания. –М.: Издательская группа «Юрист», 2005

4. «Все вы в сердце моем»: Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима, епископа Дмитровского / Сост., предисл. И.Г. Менькова. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2001.

Приложения

Тихомиров М.Н.
Город Дмитров от основания города до половины XIX века.
Труды музея Дмитровского края,
выпуск II Издание Дмитровского отд.работников просвещения.
Дмитров 1925

Борисоглебская подмонастырская слобода

При Борисоглебском монастыре находилась подмонастыр­ская слободка, принадле­жащая монастырю. В 1624 г. в слобод­ке было 13 дворов и 16 служек, тогда как во всем монастыре было всего одна архимандричья келья да пять братских, где жили шесть стар­цев.

Служки перечислены по именам с указа­нием занятий: повар, иконник, огородник, са­пожник, пивовар, два хлебника, садовник, плотник, колесник и одна вдова с дву­мя сы­новьями, которые были пастухами.


Борисоглебский монастырь в древних актах

Токмаков И.Ф.
Историко-статистическое и археологическое
описание города Дмитрова Московской губернии
с уездом и святынями. Т. I-II. – М. 1893.
-С.20

К Борису-Глебу, пишет Князь Юрий Васильевич в. своей духовной грамоте, даю свое село Новое, что есмь купил у Троицы в Сергееве мо­настыри, и с хлебом, что в земли, а что в том селе и в деревнях серебра на людех, ино того серебра половина Борису-Глебу, а другая половина тем христианам (крестьянам), на коих то серебро. А к. Пречистой на пустыньку Медведеву) даю свое село Вындово, да Пятницкую деревню. А что мое место Ваганьково (на Москве) и двор чем мя благословила баба моя Великая Княгиня, и то место и двор Господину мо­ему Князю Великому, опричь того места, что есмь того ж Ваганькова дал великому Ни­коле в дом на Песноше. (Гр. и дог. I, 231).

Это первая уцелевшая до нас письменная запись о Дмитровском Борисоглебском мо­настыре. Из числа вкладчиков этой обители XVI века упомянем казначея Великого Князя Василия Ивановича Ивана Владимировича Голову (родоначальника Головиных, впослед­ствии старца Волоколамского Иосифова монастыря Иону, по смерти которого (после 1515 г.) отдано на его поминовение в Борисоглебский монастырь его родственника деревни Кузяева (в окрестностях села Новоспасского, где в текущем столетии устроен девичий монастырь 55). Из жалованной грамоты Князя Михаила Андреевича Череповскому Вос­кресенскому монастырю, писанной между 1473 и 1489 годами, видно, что Дмитровские монастыри: Борисоглебский, Песношский и Медведева пустынька имели свои суда (ло­дьи), на которых привозили на Белоозеро хлеб на продажу (И. Р. И. ч. IV, стр. (578 и 679).


О посещении Борисоглебского монастыря представителями царствующей династии

Токмаков И.Ф.
Историко-статистическое и археологическое
описание города Дмитрова Московской губернии
с уездом и святынями. Т. I-II. – М. 1893.
-С.113

Осмотрев прогимназию, Их Высочества отбыли при звуках гимна, пропетого учени­цами, в Борисоглебский мужской монастырь, сопровождаемые и приветствуемые по всему пути массами народа.

В Борисоглебском монастыре, существующем более 500 лет, Их Высочеств встретил с братиею архимандрит Пантелеймон, памятный москвичам по Богоявленскому мона­стырю.

После молебствия настоятель монастыря поднес Их Высочествам икону Спаса Неру­котворенного, историю Борисоглебской обители и экземпляр своих сочинений в бархатных переплетах.

Архимандрит Пантелеймон приветствовал Великокняжескую Чету следующим словом: «Ваше Императорское Высочество!

Не одной нашей первопрестольной столице-матушке Москве суждено св. Провиде­нием радоваться и ликовать при встрече Царственных вождей, своих Градоправителей; но и нам, как верноподданным Батюшки-Царя Нашего и как любимым детям той же ма­тушки-Москвы, выпал, наконец, жребий возрадоваться и возвеселиться ныне при встрече в наших древних храмах с Тобою, Благоверный Государь, Великий Князь Сергей Алек­сандрович, с Твоею Супругою, Благоверною Государынею Великою Княгинею Елисаве­тою Феодоровною, и лицезреть как на своих руководителей, охранителей и блюстителей, с кроткою надеждою под мудрым управлением Вашим мирно пожить во всяком благочес­тии и чистоте.

Царственные Предки Твои, Благоверный Государь, свв. страстотерпцы благо­верные князи Борис и Глеб, в честь и память коих воздвигнут храм сей и при нем обитель ино­че­ствующих, за Ваше усердие и любовь к обителям иночествующих, да благословят и охра­нят Вас на всех путях жизни Вашей. В знак же видимого их благословения прими, Благо­верный Государь, с Твоею Благоверною Супругою, св. икону Господа и Спаса На­шего Ии­суса Христа, так недавно видимо проявив­шую свое чудное знамение в сохране­нии жизни обожаемого нами Мудрого Мо­нарха Нашего, Августейшей Его Супруги и Цар­ственных Чад Их. Чтобы более оз­накомиться с древнею сею обителью, благоволи, Благоверный Государь, принять историческое сказание о ней. Ваше Императорское Высоче­ство, удо­стой принять от меня, нижайшего, посильно проповеднические труды мои, кои я с любо­вью несу уже 40 лет во все время своего священнического служения. Пресвятая Вла­ды­чица Богородица со святым Николаем Чудотворцем, свв. страстотерпцы Бла­говерные князья Борис и Глеб, с св. препод. Алексием, человеком Божиим – хра­нители сей обители, да благословят Ваши входы и исходы из сего мирного Богоспасаемого града Дмит­рова».

При отбытии из монастыря Его Высочество принял от иеромонаха Никодима 12 фото­графических видов Борисоглебского монастыря в виде альбома и обратил внимание на рельефное изображение Креста на камне стены, относимое к 1388 году.

Из монастыря Их Высочества проследовали в земскую управу, где представ­лялись Их Высочествам начальствующие и должностные лица г. Дмитрова.
Яндекс.Метрика Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При размещении информации с данного ресурса активная ссылка на него обязательна. Для детей старше 12 лет

Разработка сайта