Если Вы нашли неточность в тексте или у Вас есть информация, косающаяся данного материала, то Вы можете сообщить нам об этом, используя эту форму.

Коллекция деревянной резной иконы и скульптуры в фондах музея-заповедника «Дмитровский кремль».

Сунгуров Р.Н.,
зав. Историко-художественным отделом

В музейных фондах и современных экспозициях деревянная резная икона и скульптура занимает достойное место, открывая широкие возможности для исследования этого интереснейшего вида искусства. В настоящее время коллекция деревянной скульптуры МЗДК состоит из 48 единиц основного и 6 единиц научно-вспомогательного фонда. Основу коллекции составляют предметы церковного искусства, и в основном она была сформирована в 1920-е – 1930-е гг., когда на территории Дмитровского края происходило массовое закрытие храмов. Соответственно основным источником поступлений предметов являются храмы и монастыри Дмитровского края. Однако на практике оказывается, что пути поступления в музей предметов деревянной резной скульптуры различны, и зачастую их невозможно проследить. В данном случае нужно учитывать, что большое количество произведений деревянной пластики в начале XX века находились не в главном пространстве храмов, а были спрятаны в клетях, на чердаках, в подвалах. Это было связано с периодами гонений на эти произведения искусства со стороны официальных церковных властей.

В течение многих десятилетий именно музеи вели длительную работу по собиранию и изучению произведений древнерусской пластики. Сотрудники Дмитровского краеведческого музея, который с 1933 г. был размещён в Успенском соборе в исторической части г. Дмитрова, способствовали сохранению интереснейшего деревянного резного иконостаса XVII в., располагающегося в главном храме собора, со всеми иконами. Они просто зашили его досками, чтобы ни у кого из партийного руководства не появился соблазн разобрать и уничтожить его. В этом же соборе, уже в 1980-х гг., сотрудники музея в одной из зашитых стенных ниш обнаружили спрятанную там деревянную скульптуру «Спас в темнице».

Делая краткий обзор коллекции, необходимо упомянуть о миниатюрных резных иконах и складнях. Их в музейных фондах шесть, относятся эти произведения ко 2-ой пол. XVIII – к. XIX вв. , наиболее интересной из которых является прорезная кипарисовая икона к. XIX в., изготовленная в Троицко-Сергиевой Лавре «Преподобный Сергий Радонежский перед гробом родителей». Характер тонкой, профессионально выполненной резьбы говорит об устойчивости греческих традиций в искусстве мелкой пластики, сохранявшихся в России на протяжении многих столетий. Тончайшая сквозная резьба миниатюрных икон в основном производилась по кипарису, древесина которого специально завозилась на Русь. Помимо икон русскими мастерами в технике сквозной резьбы изготавливались складни, нательные образки и панагии. В собрании также находятся четыре резных напрестольных креста, среди которых наибольший интерес представляет крест – мощевик с 4 округлыми медальонами со сквозной сюжетной резьбой. Из произведений миниатюрной скульптуры обращает на себя внимание композиция «Тайная вечеря» в позолоченном киоте, изображающем комнату. Деревянные миниатюрные фигурки, изображающие Спасителя и его двенадцать учеников, размещены за столом. Произведение датируется XIX в. и является одним из центральных экспонатов в зале, посвящённом произведениям церковного декоративно-прикладного искусства.

Особое место в коллекции и экспозиции музея занимает деревянная скульптура «Никола Можайский», созданная русскими мастерами в XVII веке. Вообще, образ святителя Николы Можайского, получившего свое название по явлению в городе Можайске во время осады его татарами в конце XIV в., является наиболее распространённым образом в деревянной скульптуре. Св. Николай изображается как грозный защитник русских городов, с мечом в правой руке и крепостью или храмом – в левой. Чудотворный образ послужил примером для многочисленных скульптурных копий, которые появлялись, прежде всего, в приграничных городах, страдавших от частых нападений неприятеля. Судя по дошедшим до нас памятникам, образ Николы Можайского был особо почитаем на Руси, образ святого вырезался в различных масштабах: от статуй в человеческий рост до миниатюрных фигурок, которые могли быть частью нательного образка. Скульптура, хранящаяся и экспонирующаяся в Дмитровском музее, недавно была возвращёна из реставрации, в процессе которой с неё были сняты позднейшие красочные наслоения и деревянный декор. Реставраторами проделана огромная работа, т. к. первоначальное состояние уникального экспоната было очень тяжёлым. Для спасения скульптуры Николы Можайского художником-реставратором высшей категории А.П. Яблоковым были укреплены грунт и красочный слой, а также деревянная основа скульптуры, подведён реставраторский грунт, в результате чего музей получил возможность экспонировать это интереснейшее произведение искусства. Кроме того, реставратором был удалён красочный слой более поздних поновлений и восстановлена изначальная роспись скульптуры XVII в. Именно в таком, наиболее близком к первоначальному облику виде резное скульптурное изображение Николы Можайского в настоящее время экспонируется в здании экспозиции художественных коллекций музея-заповедника «Дмитровский кремль».

Наиболее загадочным предметом в коллекции деревянной резной скульптуры плане своего происхождения и бытования является статуарное изображение Архангела Михаила, попирающего ногами дракона. Она обладает значительными для деревянной скульптуры размерами: высота 1,95 метра , максимальная ширина 1 метр.

История возникновения и бытования данной скульптуры довольно запутана и источников, на которые можно было бы опереться в этом вопросе, немного. Главным можно считать книгу поступлений №3 основного фонда МЗДК, в которой значится: «№ 2940, 1928 год, из Успенского собора. Резьба по дереву изображающая Архангела Михаила, убивающего дракона в натуральную величину, статуя раскрашена, работа приблизительно сер. XIX столетия». В примечаниях записи: «6.IV.64. передано Московскому областному музею» и рядом другим почерком: «возвращено обратно 1966 г.». В связи с записью в книге поступлений №3 возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, бытование скульптуры Архангела Михаила в Успенском соборе города Дмитрова не подтверждается никакими источниками. Во-вторых, в старых музейных книгах поступлений, в которых зафиксированы предметы, поступившие в музей в данный период, данная скульптура не значится. В-третьих, существует совсем иная история бытования этой уникальной скульптуры, основанная на письменных и устных свидетельствах, а также на сохранившихся фотодокументах. В первую очередь это фото начала 20 века, на котором изображено внутреннее убранство деревянной часовни Архангела Михаила в селе Трунёвки Дмитровского уезда. На фотографии на отгороженном пространстве располагается скульптурное изображение Архангела Михаила, завешенное тканями так, что виден лишь лик, а также нижняя часть скульптуры с головой дракона. Видимые части скульптуры не оставляют сомнения в том, что это то самое произведение, находящееся в настоящее время в собрании музея.

Среди музейных сотрудников версия о происхождении скульптурного изображения Архангела Михаила из села Трунёвки считалась единственно верной, не смотря на противоречащую этому запись в Книге поступлений. Уникальность данного произведения и его нетипичность для русского православного искусства позволяли предполагать, что создано было это произведение в Западной Европе, и лишь позднее каким-то образом попало на территорию Дмитровского края. Значительная часть вопросов, связанных с историей появления в коллекции Дмитровского музея скульптуры Архангела Михаила была разрешена при изучении хранящейся в литературном фонде МЗДК небольшой работы бывшего директора Дмитровского музея В.В. Минина. Данная работа, по стилю и содержанию более похожая на историческую справку для внутримузейного использования или служебную записку, была написана в 1960 году, когда В.В. Минин уже не был директором музея, а являлся консультантом по научной и краеведческой работе. В частности, в ней автор пишет: «Статуя была привезена в музей в 1938 году крестьянином (фамилию тогда не записали) из села Жестылёва. По словам этого крестьянина, она уже лет 10 лежала у него в сарае, а теперь он решил сдать её в музей. Принимая её, я знал, что она раньше стояла в деревне Трунёвки в часовне (бывшая деревянная церковь) и к ней считали необходимым обязательно поклониться все богомольцы, которые шли в Троицкий монастырь». Наверное, предметом отдельного исследования является вопрос о том, почему крестьянин всё-таки решил сдать статую в музей, да ещё в 1938 году. Но в первую очередь, вызывает интерес вопрос о том, как к крестьянину из Жестылёво попала скульптура из Трунёвок, учитывая, что между этими населёнными пунктами по прямой около 20 километров, а по дорогам более 30 километров. К сожалению, как пишет Минин, «крестьянин <…> туманно и уклончиво ответил, что «не помню, кто мне её привёз ночью, попросил положить, я и велел положить в свой сарай, да так она у меня и пролежала в сарае до сих пор». При сдаче в музей на статуе была надета лёгкая ситцевая рубашка – стихарь, расшитая цветочками, вроде женской нижней рубашки, и на руках ещё висели несколько обрывков кружев и крестьянских вышивок, но всё было крайне ветхо и сопрело». Упоминание о тканях на скульптуре можно оценивать как дополнительное подтверждение того, что речь идёт о той самой скульптуре, которая находилась в Трунёвках и зафиксирована на фото внутреннего убранства деревянной часовни.

Среди музейной документации существует ещё одно упоминание о скульптуре Архангела Михаила, подтверждающее свидетельство В.В. Минина. В книге поступлений, не имеющей номера и относящейся к началу 1950-х гг. была обнаружена следующая запись: «№ 2940, 1938 год из с. Жестылёво. Статуя Михаила Архангела, побивающего дракона, сильно поломан, некоторых частей нет, в(ысота) 1м 95см». Но даже если вопрос о появлении данной деревянной скульптуры в Дмитровском музее можно считать решённым, остаются неизвестными обстоятельства её появления на территории Дмитровского края. В.В. Минин в своей работе выдвигает предположение, что скульптура Архангела Михаила появилась в с. Трунёвки в XVIII веке. Кем-то из владельцев окрестных земель она была привезена из-за границы и поставлена в деревянной часовне. Кем именно и откуда – ещё предстоит выяснить.

Из источников известно, что в начале XVI века ближайший к современному с. Трунёвки населённый пункт, деревня Горки (ныне существует), принадлежала некоему Петру Скобельцину. Уже в 1562 г. на погосте близ сельца Горки и сельца Трунёвки значится деревянная церковь Архангела Михаила. В 1627 г. в данной местности значится два владельца – Фёдор Дмитриевич Скобельцин и Иван Иванович Загряжский. В 1670 году вдова Ивана Загряжского Лукерья Фёдоровна продала оба сельца с погостом и церковью московскому боярину Петру Петровичу Зиновьеву. За Зиновьевыми имение числилось до начала XVIII века, а во второй половине этого столетия владелицей всего имения значится Ирина Михайловна Юсупова. Скорее всего, именно при Юсуповых в бывшей деревянной церкви, называемой в это время уже часовней, и появилась скульптура Архангела Михаила. Более подробное изучение данного вопроса, а также происхождение уникальной скульптуры являются темами дальнейших исследований и требуют выявления новых источников в различных архивах.

К сожалению, большинство предметов из настоящей коллекции находятся в неэкспозиционном состоянии и малодоступны для исследования. Но в ближайшем будущем музей будет изыскивать средства для продолжения реставрационных и исследовательских работ, особенно в сложном вопросе атрибуции экспонатов


Список литературы.

1. Древнерусское искусство XV-XVIII веков: сборник статей. М.: Искусство, 1981.
2. Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII в. Карты уездов. Лист 6 Дмитровский уезд в 1766-1770 г. М., 2004.
3. Лучшева З.А., Ченская Г.А. Резная икона – живая традиция. М.: Декарт, 2005.
4. Минин В.В. Статуя Михаила Архангела. Машинопись. Архив МЗДК.
5. Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России. / Под ред. А.В. Рындиной, Г.В. Сидоренко. М.: Декарт, 2005.
6. Рельефная икона конца XV- начала XXI века: буклет выставки Центрального Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублёва. М., 2005.
7. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Дмитрова Московской губернии с уездом и святынями. М., 1893. Ч. I-II
8. Холмогоровы В. и Г.И. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI- XVIII столетий. М., 1911
Яндекс.Метрика Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При размещении информации с данного ресурса активная ссылка на него обязательна. Для детей старше 12 лет

Разработка сайта