Если Вы нашли неточность в тексте или у Вас есть информация, косающаяся данного материала, то Вы можете сообщить нам об этом, используя эту форму.
Деденево, посёлок городского типа.

Спасо - Влахернский монастырь является одной из главных достопримечательностей поселка. Организован он в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А.Г. Головиной.

Комплекс, сложившийся во второй половине XIX - начале XX в. на месте усадьбы Головиных, занимает квадратный, застроенный по периметру участок на вершине холма. Исторические и топографические условия формирования определили его своеобразную внутреннюю организацию. Монастырская площадь отсутствует. Искусственный холм на ее месте разделяет территорию на жилую северную часть с плотной деревянной и каменной периметральной застройкой и южную с массивным объемом доминирующей в комплексе Спасской церкви. Часть домов и деревянная Дмитровская церковь 1864 г. разобраны. За пределами монастыря находились принадлежавшие ему: конный двор, гостиница, больница и приходская церковь.

В ансамбле наибольшей художественной значимостью и выразительностью облика обладает грандиозная Спасская церковь. Кирпичная, с осевой трехчастной схемой, она сложилась в результате постепенного расширения усадебного храма, выстроенного В.В. и П.В. Головиными в 1798 – 1811 гг. Прежний крестчатый двусветный храм с центральным восьмериком от основания, с боковыми портиками и хорами в западной части был реконструирован в 1843 – 1850 гг. по заказу Г.П. Головина. Он превратился в массивное пятиглавое кубическое сооружение соборного типа с подвалом – усыпальницей и двухэтажными угловыми ячейками для приделов. Оригинальная структура позволила разместить в нем десять капелл. Центрическое здание получило строгую обработку стиля ампир и крупные, увенчанные фронтонами портики, западные барабаны служили звонницами. В конструкциях и декоре храма широко применен белый камень. В 1886 г. по проекту Н.В. Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной, центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы.

Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова.

Преимущественно деревянные, жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам.

Источники

1. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 1. –М.: Стройиздат, 1998г., -С.149-150.

Приложения

Архив МЗДК Ф 6\5158
Д №172 Л 1
об освящении церкви
Спаса Нерукотворной в с. Деденеве
Дмитровского уезда
1713 год
 
Лета 1713 октября в 4 день Великому Государю, царю и Великому князю Петру Алексеевичу Всеа Великие и Малые и Белые Россию Самодержцу бил челом стогник Василей Петров сын Головин. А в челобитной ево написано: по Указу Великого государя велено ему в Дмитровском уезде в селце Деденеве, что ныне село Спасское, построить вновь церковь во имя Всемилостивого Спаса Нерукотвореннаго образа. И ныне де та церковь построена и ко освящению изготовлена и неосвящена. И Великий Государь пожаловал бы ево, велел об освящении Тоя церкви дать ему Великого Государя Указ. И по Указу Великого Государя, Царя и Великого князя Петра Алексеевича Всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца Преосвященны(й) Стефан Митрополит Резанский и Муромский между Патриаршества стояника Василя Петрова сына Головина Благославил, велел в Дмитровском уезде в селце Деденеве Новопостроенную церковь во имя Всемиластиваго Спаса Нерукотвореннаго образа, буде та церковь построена. Против указа Великаго Государя каков дан об строении тоя церкви: осветить города Дмитрова Борисоглебскаго монастыря архимандриту Адриану. По новоисправному чиновнику как об том напечатано о положении освященнаго антимиыса. И антимине в тое церковь выдать. А взяв антимиы вести попу или дьякону, а не простолюдину со всяким брежением и чистотою. У сего указу патриарша зомовая печать.
Справил Филип Коретников

 
Токмаков И.Ф.
Историко-статистическое и археологическое
описание города Дмитрова Московской губернии
с уездом и святынями. Т. I-II. – М. 1893.
-С.106

Посещение монастыря представителями царствующей фамилии.


В 1891 году Его Императорское Высочество, Московский Генерал-Губернатор Великий Князь СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ с Августейшею Супругой Великою Княгиней ЕЛИСАВЕ­ТОЙ ФЕОДОРОВНОЙ, продолжая объезд Московской губернии, совершил 5-го Июня седьмую по счету поездку в уездный город Дмитров, расположенный при реке Яхроме, в верстах 70 от Москвы.

По пути от дер. Черной к гор. Дмитрову Их Высоче­ства посетили Спасо-Влахернский общежительный женский монастырь при сельце Ново-Спасском. Монастырь этот име­ну­ется и Дюденевым. По преданию, на месте, где находится монастырь, погребен та­тарский хан Дюдень, разбитый дмитровцами во времена татарских набегов. Монастырь основан в 1861 году на месте трижды сгоревшего храма, существовавшего усердием Го­ловиных во времена Дмитрия Донского.

У святых врат монастыря встретили Их Высочеств игуменья Серафима, состоящая 39 лет в этом сане, с духовенством. Священник о. Павел приветствовал Их Высочеств сло­вом:

«Великий Князь!

Вполне разделяя радость с первопрестольной столицей при Твоем назначении на­чальствования в ней, мы, как отпрыски столицы по вере, любви и преданности Государю нашему и начальникам, от него поставленным, приветствуем Тебя как Начальника и Брата Государя и Твою Благоверную Супругу Великую Княгиню с такою же сердечностью, с какою и мать наша, первопрестольная столица Москва.

В Твоем посещении градов и обителей мы видим Твое отеческое внимание как На­чальника и Отца ко вверенным Тебе от Государя детям.

Радуемся мы за Тебя, и радости нашей нет предала. Благодарим и Батюшку Государя за Тебя. Нам никогда и в голову не приходило, что мы когда-нибудь удостоимся встречать любезного Брата Государя нашего в обители сей. Невображаемое ныне явным становится, и мы видим Тебя вступающим с Благоверною Суп­ругою Твоею Великою Княгинею в нашу св. обитель. Видим сестер во главе с начальни­цею, готовящихся поднести Тебе с Супругою благословенье Божие, выражением коего служат иконы, подносимые Тебе с Супругою, просфоры и хлеб-соль верноподданниче­ской любви.

И мы, служители алтаря Господня, движимые искреннею любовью и преданностью к Тебе, подносим просфоры – символ молитвы за Твое здравие и благоденствие с Вели­кой Княгиней. Да хранит Всемилостивейшей Господь на всех путях Твои входы и исходы для утешения и подпоры нашего Батюшки Государя на радость первопрестольной сто­лицы и всех верных сынов, любящих Государя и Отечество. Аминь».

Приложившись ко кресту и приняв окропление св. водою, Их Высочества проследо­вали в главный храм обители во имя Спаса Нерукотворенного. Вход в храм был убран зеленью, к нему вела аллея из елей, за которыми стояли 180 монахинь. Напротив входа в монастырь стояли ученики и ученицы Влахернской земской школы с цветами, которыми и усыпали путь Их Высочеств, прибывших к монастырю при колокольном звоне, слившемся с восторженными криками народа, стоявшего у монастыря.

После молебствия и многолетья Их Высочества прикладывались к иконе Спаса Неру­котворенного, данной родоначальнику Головиных Дмитрием Донским в 1391 году, и к иконе Влахернской Божьей Матери, точной копии с иконы, находящейся на Афоне, дан­ной патриархом Филаретом Никитичем в 1613 году Головиным.
Игуменья Серафима поднесла иконы: Его Высочеству – Спаса Нерукотворенного и Ее Высочеству – Иверской Божьей Матери, а также просфоры.

По выходе из храма Их Высочества посетили игуменью, в покоях которой был серви­рован чай.

При въезде в аллею, ведущую с шоссе к вратам мо­настыря, встречал Их Высочеств пристав 4 стана Московского уезда Дитятев. Из монастыря Их Высочества отбыли в дальнейший путь, мимо суконной фабрики Сафонова, напротив которой по сторонам шоссе стояли столбы с флагами и на двух из пихт помещались щиты, обвитые зеленью, с вензелями имен Их Высочеств, и мимо По­кровской мануфактуры Лямина, которую посетили на обратном пути. В 1 час 30 минут дня Их Высочества прибыли в г. Дмитров.

Яндекс.Метрика Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При размещении информации с данного ресурса активная ссылка на него обязательна. Для детей старше 12 лет

Разработка сайта